× {{alertSuccess}}

Ассоциации в Яндекс.Алисе — промежуточные итоги

Наша игра доступна в Яндекс.Алисе в виде навыка уже почти 5 месяцев, и можно подвести первые итоги этого путешествия.

На момент запуска навыка Алисы (22 февраля) в игре было около 600 пользователей, на текущий момент их уже больше 2000, 1100 из них — из Алисы. Таким образом, добавление игры в Алису увеличило аудиторию примерно вдвое.

Создание и публикация навыка

Навыки Алисы поддерживают работу через вебхук, и реализовать логику было несложно, поскольку на тот момент уже был готов бот Ассоциаций в Telegram (который тоже работает через вебхук).

Однако работа с Алисой имеет ряд отличий от Telegram, потому что Алиса представляет собой экосистему со встроенным каталогом навыков и модерацией этих навыков.

Прежде чем навык станет публичным, сотрудники Яндекса должны проверить, заполнено ли описание навыка и другие его параметры, такие как фразы, с помощью которых активируется ваш навык.

Например, Ассоциации в Алисе можно вызвать следующими командами:

  • Запусти навык игра в ассоциации
  • Сыграем в игру в ассоциации
  • Поиграем в игру в ассоциации

Фразы эти довольно корявые и избыточные, но правила модерации не позволяют создать активационную команду вроде «Поиграем в ассоциации». Увы и ах.

Тем не менее, игроки каким-то образом находят наш навык и пользуются им (с разной степенью успеха). Вероятно, в этом помогает и встроенный каталог навыков Алисы, правда, как именно он работает и помогает игрокам, до конца так и не понятно.

Сейчас рейтинг навыка составляет 4.4 балла из 5, что довольно неплохо. Но может быть и лучше!

Ассоциации vs. Алиса

Важной особенностью Алисы является анонимность пользователей. Если в Telegram можно получить такие данные о пользователе, как его имя, то в Алисе доступен лишь некий идентификатор. Поэтому на нашем сайте игроки Алисы называются «Алиса 123», ведь у них нет имен.

Есть в Алисе и анонимный режим, Ассоциации работают в нем в демо-режиме (то есть, ход игры не сохраняется).

Кроме этого, у навыков Алисы есть возрастные рейтинги. Наша игра нацелена на все возрасты, при этом часть слов ограничена в использовании только для взрослых. Для охвата более широкой аудитории мы выставили низкий рейтинг (6+) для нашего навыка и считаем всех игроков детьми. Следствием этого является то, что Алиса не использует в игре слова для взрослых, если игрок сам их не использовал.

Технически можно сделать и получение имени пользователя, и его возраста через диалоги, но они и так уже довольно сложны в навыке, и еще больше их усложнять не хочется.

Более того, если на сайте и в Telegram игра идет только в текстовом режиме, который является намного более приватным, чем голосовой чат, поддерживаемый Алисой. Нам (думаем, и нашим игрокам тоже) совсем не хочется, чтобы дети услышали «плохие слова» и научились им от нашей игры, пока их родители играют в Ассоциации в машине или с умной колонкой.

Голос!

Но, конечно, главной особенностью Ассоциаций в Яндекс.Алисе является поддержка голосового интерфейса. Это первый опыт интеграции нашей игры с системой, которая позволяет взаимодействовать исключительно голосом, и это много что меняет!

Во-первых, игра воспринимается по-другому, есть ощущение, что играешь с реальным человеком, а не компьютером. Во-вторых, можно играть в ситуациях, когда заняты руки, неудобно или не хочется печатать текст вручную. Не говоря уже о доступности для детей — они могут играть в Ассоциации, даже не умея читать и печатать текст.

Конечно, все это вносит и свои особенности, а местами и затруднения. Например, Алиса должна проговаривать более явно такие моменты, как отсутствие ассоциации к слову, сказанному игроком. А то, что на сайте и в Telegram делается с помощью кнопок и команд, в Алисе нужно проговаривать голосом (и это еще надо как-то отличать от обычных слов, сказанных в игре). В общем, при обычном течении игры голосом во многом удобнее играть, но когда нужно добиться чего-то более сложного, голосом делать это менее удобно.

Более того, те же голосовые команды разные игроки произносят по-разному, поэтому для таких вещей как пропуск слова или завершения игры, в коде обработки команд от Алисы уже добавлены десятки вариантов этих команд (и этот процесс навряд ли когда-то закончится).

У Алисы можно спросить и определение слова, но она тоже выдает только первое из них, потому что длинные тексты она будет прооваривать 10 минут, а это никому особенно не нужно.

Ну а самое сложное — когда Алиса неправильно слышит слова (или игрок слышит не то, что говорит Алиса!). И это ставит перед нами новую, немыслимую до этого задачу. Например, игроки слышат «чистота» вместо «частота», а Алиса вместо «хаос» слышит «хаус». По сути, это даже хуже, чем просто опечатка, потому что опечатка, как правило, приводит к созданию несуществующего слова, в то время как «звуковая опечатка» приводит к созданию несуществующей (некорректной) ассоциации.

Казалось бы, при чем здесь частота?
Казалось бы, при чем здесь частота?

Однако у нас есть мысли, как с этим справиться, и мы уже начали работу над этим. Для этого мы создали связи между словами (не путать с ассоциациями).

Алиса: туда и обратно

Стоит также отметить, что работа над навыком Алисы привела к новым идеям (и их реализации), которые могут найти свое место и в основной игре:

  • Фразы, состоящие из более чем 3 слов, не принимаются. При игре голосом такое случается нередко, когда Алиса слышит постороннюю речь и определяет целые предложения. Такое ограничение уменьшает количество создаваемого мусора в игре. И, хоть оно и менее актуально для текстовых интерфейсов, может найти применение и там.
  • Определения слов было бы здорово узнавать и при игре на сайте. Пока это возможно только при игре с ботами, а на сайте вам нужно перейти по ссылке на страницу слова и прочесть определение там.

Что дальше?

На данный момент какие-то отдельные улучшения (кроме добавления альтернативных вариантов команд) в навык Алисы не планируются. Работа идет над улучшением и развитием игры в целом, которое отразится и на всех интеграциях.

Нашей долговременной задачей является накопление базы слов (уже 10 000!) и ассоциаций (уже 32 000!), а также их корректировка. Это улучшит игровой процесс сразу на всех платформах. И если раньше качество игры росло только за счет расширения графа ассоциаций, то теперь в этом дополнительно помогают модерация и связи между словами, но об этом мы расскажем отдельно.

Также есть планы по интеграции Ассоциаций с голосовым помощником Сбера. Возможно, это случится уже скоро!